Сайт, как атрибут фирменного стиля
Для того, чтобы посмотреть на сайт с этой точки зрения, нам нужно сначала понять, что такое фирменный стиль и с чем его едят. Итак, фирменный стиль - это, грубо говоря, лицо компании, это атрибуты, которые отличают ее и выделяют среди многих других фирм, компаний, корпораций.
Что входит в фирменный стиль: логотип (название фирмы, выполненное в определенном начертании, и/или знак, некое стилизованное изображение), некоторая цветовая гамма (определенное сочетание цветов), слоган и некоторая модульная сетка (определенное расположение элементов фирменного стиля).
Где используются все эти составляющие фирменного стиля - на некоторых носителях: визитках, бланках, конвертах, папках, буклетах, рекламных плакатах, в телевизионной рекламе, и конечно же на сайтах. Сайт компании всегда должен соответствовать внешне другим носителям фирменного стиля, на нем обязательно должна сохранятся та же цветовая гамма, логотип фирмы и прочее, чтобы зайдя на сайт, посетитель понял, что не ошибся адресом, попал в знакомую ему уже обстановку.
Т.е. разрабатывая сайт какой-либо компании мы должны учитывать, что скорее всего у компании есть уже сложившийся фирменный стиль, под который вам следует подстраиваться. Вам нужно понимать, как строится фирменный стиль компании, а для этого вам нужно понимать и знать хотя бы основы Графического Дизайна.
Сайт, как рекламный инструмент
Вы, наверное, понимаете, что лицо компании (фирменный стиль) разрабатывается не просто так, а для того, чтобы было возможным продвигать компанию на рынке посредством проведения различных рекламных кампаний, посредством донесения информации о фирме до потенциального потребителя. Из этого следует, что сайт, как носитель информации, тоже играет немаловажную роль в продвижении компании, привлечении потенциальных клиентов (потребителей).
В отличие от других носителей, сайт достаточно сложно использовать в качестве рекламного инструмента. Разработчики обычно сравнивают сайт с брошюрой: она должна быть сделана так, чтобы, предварительно просмотрев ее, человек захотел ознакомиться более подробно с изложенной информацией, и чтобы, уже начав подробное знакомство, посетитель не мог оторваться от брошюры, т.е. информация в брошюре должна быть изложена так, чтобы заинтересовать потенциального потребителя, однако, не достаточно просто сделать брошюру, надо ее еще и распространить - сунуть в руки потенциальному потребителю, да так, чтобы он ее сразу не выбросил, даже не раскрыв.
Итак, как же должен быть выполнен сайт, чтобы было возможным заинтересовать и привлечь потенциального потребителя (продукции или услуг фирмы). Во-первых, внешний вид его должен быть презентабельным, т.е. внушающим доверие, приятным, располагающим к чтению (при наличии на сайте письменной информации) или просмотру (flash-ролики, презентации). Во-вторых, сайт не должен быть сухим, что я имею ввиду: если вы располагаете на сайте информацию только о фирме, контакную информацию и парочку прайс-листов - толку от такого сайта никакого. Как я уже упоминала в аналогии с брошюрой: информация должна быть интересной, т.е. разлекательной или познавательной.
Допустим, вы создаете сайт предлагающий экскурсии по Санкт-Петербургу и его окрестностям. Недостаточным будет просто вывесить список экскурсий, время проведения и их стоимость. Стоит также разместить интересные рассказы об экскурсиях, факты, случаи. Конечно же, информация должна быть сопровождена интересными иллюстрациями, так к информации о Петергофе не мешает приложить несколько интересных фотографий этого места. И это еще не все ходы, которые помогут сделать сайт интересным.
То, что из себя будет представлять сайт, продумывание этого - есть первый и самый главный этап разработки сайта. Для этого мы сначала в процессе беседы с заказчиком определяем цели и стратегию поведения его компании. Собираем информацию о сайтах и компаниях конкурентов (что они из себя представляют, как себя позиционируют - должны быть проанализированы плюсы и минусы их ресурсов) - это мы будем учитывать при разработке нашего сайта, определении того, что мы хотим добиться в итоге. Весь этот процесс называется маркетинговым исследованием. Конечно же, я достаточно упрощенно описала этот процесс, на деле он гораздо сложнее, и потребует от вас хотя бы элементарных знаний основ рекламы и маркетинга.
Сайт - механизм, который должен работать, чтобы механизм работал, сначала надо правильно спроектировать его, определить, что именно будет представлять из себя этот механизм, и нужен ли такой механизм вообще. И только после этого, уже можно приступать к разработке внешнего вида механизма, к изготовлению деталей, его сборке.
В качестве положительного примера тут можно привести одну промышленную компанию, которую несколько лет назад никто не знал, только очень малое число специалистов, пока у этой компании не появилось веб-представительство. Но, сами понимаете, это был не простой сайт. Был создан большой портал относительно области деятельности компании. На портале было собрано множество справочных материалов по данному виду промышленности, материалы были написаны простым и интересным языком, так чтобы было понятно и непосвященному в технические тонкости человеку, кроме того, было и много материалов интересных специалистам в этой области. Была создана большая подборка по всем существующим компаниям в данной промышленной области и смежных, с подробным описанием, адресами, каталогами продукции, прайс-листами. Был форум для общения, где можно было обмениваться информацией, размещать свои объявления. Такой портал для данной области промышленности ранее не существовал, и не удивительно, что он привлек внимание, как специалистов, так и клиентов, что он стал очень популярным и посещаемым. А вместе с этим стала весьма известной на рынке и промышленная компания, организовавшая этот портал.
Итог
Как вы должны были понять из этой статьи - разработка коммерческого сайта достаточно сложный процесс и подходить к нему надо серьезно. Заказчик вкладывает в разработку сайта деньги - и его затраты должны быть полностью оправданы, он должен в итоге получить хорошо отлаженный, работающий механизм, не бесполезный, а выполняющий определенные цели и поставленные перед ним задачи. Для того, чтобы правильно поставить цели и задачи, надо предварительно провести маркетинговое исследование, понять и решить: что, почему и как.
Подход - делать сайт не задумываясь, годится только пока дело касается любительских сайтов (домашних страниц), при создании которых не знание некоторых основополагающих вещей ни коим образом не влияет на жизнь сайта, его владельцев и создателей, однако, когда дело заходит о корпоративном, коммерческом сайте, речь может идти о потерянных деньгах, причем не только тех, которые были вложенны, а еще и тех, которые этот сайт должен был, но не принес.
Еще раз повторюсь, что эта статья поверхностная, обзорная, и вы должны понимать, что по прочтении ее перед вами открывается доселе неведомое вам пространство, которое изучать вам придется самостоятельно посредством серьезной литературы, обучающих курсов, возможно, также посредством внедрения (погружения) в эту область - стажировкой под руководством профессиналов. В качестве дополнительной информации, как всегда, вы можете ознакомиться с ссылками в правой колонке.
|